ЧТО ТАКОЕ ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ?
Дагестанское бизнес-сообщество бурлит из-за введенного с 1 января 2023 года Единого налогового платежа (ЕНП), неожиданно появившихся налоговых долгов и невозможности получить внятные разъяснения на возникающие вопросы.
Первый и главный вопрос: зачем вообще нужен был ЕНП и чем было мотивировано его введение?
Во-первых, Федеральная налоговая служба многое делает, чтобы облегчить и упростить процесс уплаты налогов. Во-вторых, она решила исключить проблему так называемых невыясненных платежей, когда деньги из-за неправильно оформленных документов не поступали в бюджет, приходилось разыскивать платежи и выяснять, какое обязательство хотел закрыть плательщик.
К примеру, в Республике Дагестан на долю невыясненных платежей ежегодно приходилась сумма в районе 3,5 млрд рублей. Это означало, что данные суммы своевременно не попадали в бюджет и, как следствие, у плательщика возникала задолженность, начислялись пени, возникали дополнительные сложности.
Институт ЕНП вовсе не был внезапно введен – еще в 2019 году Налоговая служба провела эксперимент и для физических лиц, максимально сократив количество заполняемых реквизитов и дав возможность одним платежом закрыть все имущественные налоги. Результаты оказались радужными – количество ошибок снизилось, а объем поступаемых в бюджет средств заметно вырос. Вот и было решено распространить опыт эксперимента на всю страну.
Теперь перечислим преимущества, полученные государством. Это:
— равномерное распределение денежных средств по уровням бюджета;
— своевременность поступлений за счет сокращения невыясненных платежей;
— сокращение сроков процедуры взыскания в отношении тех, кто злоупотребляет обязанностью по уплате налогов.
В выигрыше остались и налогоплательщики – теперь Служба с помощью специальной системы платежи видит моментально и, соответственно, дальнейшие действия, например, разблокировка счетов проходят очень быстро, буквально в течение одного дня. Также сократился и срок возврата денежных средств из бюджета – один день. Кроме того, теперь плательщик может воспользоваться своей переплатой в пользу третьего лица, что раньше делалось намного сложнее.
Определенным бонусом можно назвать исключение регламентирующего срока – ранее плательщик не мог забрать переплату, срок образования которой составлял свыше трех лет. Теперь в любой удобный момент можно ею воспользоваться, даже если с момента ее образования прошло хоть пять лет.
Еще одним приятным нововведением является то, что плательщик впервые в истории будет видеть то же, что видит налоговая инспекция в отношении своих обязательств перед бюджетом – через личный кабинет.
Сегодня мы уверенно можем говорить, что проблема невыясненных платежей наконец-то исчезнет. Если плательщик, заполняя платежный документ, укажет свой ИНН, то деньги попадут на его Единый налоговый счет (ЕНС) и будут распределены по предусмотренным законом алгоритмам. Стало быть, возможность «потеряшек» практически исключена.
По поводу долгов, якобы возникших после введения ЕНП, и страхов, что они останутся и в будущем. Надо сказать, что это только страхи. Возможно, они основаны на каких-то издержках переходного периода. Центральный аппарат ФНС России разработал программное обеспечение, которое сегодня внедряется.
Бывает, что случаются накладки, но их оперативно решают налоговые органы, которые работают без преувеличения в режиме 24/7. Надо бы это понять. Но налогоплательщик ни в коем случае не пострадает – государство позаботилось о региональных и местных бюджетах и предусмотрело для них защитный механизм, чтобы не пострадали на начальном этапе.
Что касается переходного периода, то его самая дальняя дата – 25 марта, когда будут сданы последние декларации, годовые.
Надо помнить, что если сейчас у плательщика минус, это не обязательно означает, что это именно долг. И не надо поднимать панику. Просто надо обратить внимание на свой личный кабинет, где в реальном режиме отражаются 90 % операций. Если самостоятельно не получается разобраться, нужно обратиться в любой налоговый орган республики, а не строчить обращения в Тульскую область. Можно позвонить на легко запоминаемый номер телефона Колл-центра: 8-800-222-22-22. Или зайти на очень удобную промостраницу на сайте ФНС России.
И последнее. Объясним, почему платежи идут именно в Тульскую область, а то в соцсетях и СМИ пишут разные небылицы.
Тульская область выбрана центром компетенций. У нас век цифровизации — все денежные средства, поступающие от налогоплательщиков, аккумулируются в налоговых органах, ежедневно происходит распределение по бюджетам. Раньше казначейство получало платежи от каждого налогоплательщика по каждому из налогов. Сегодня ФНС формирует в разы меньше платежек – сводит все данные и едиными документами доводит до Управления Федерального казначейства по Тульской области. Затем уже происходит распределение. Ни один из бюджетов никак не страдает и получает все средства.
Пресс-служба УФНС России по Республике Дагестан